Раменское Отделение Торгово-промышленной палаты Московской области

Меню

Обсуждение Указа Президента "О национальных целях и стратнгических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

7 мая 2018 года Владимир Путин подписал “Майский” Указ, определяющий приоритетные направления развития нашей страны. 

Стратегические задачи теперь четко сформулированы и обязательны к исполнению. Но тактические решения еще неясны и поддаются корректировке. 

Торгово-промышленную палату в первую очередь волнуют вопросы развития малого и среднего бизнеса, ведь без него невозможно построить в стране сильную экономику. Определив круг наиболее актуальных для предпринимателей проблем, мы подготовили список предложений по их решению.  

Надеемся, что наши предложения будут рассмотрены и приняты во внимание при реализации поставленных Президентом задач. 

Мнение члена ТПП Раменского ООО “Дом Советов”.

Президентом Российской Федерации отмечено, что развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы является одним из национальных проектов.

Достижение поставленных целей и выполнение указанных Президентом задач невозможно, без гарантии безопасности бизнеса в указанной сфере, обеспеченной соответствующими законодательными нормами при их неукоснительном соблюдении.

В связи с этим предлагаем быть последовательными и, как ранее нами предлагалось, инициировать дополнение федеральных законов, в том числе и общей части УК РФ, нормой с определением понятия «предпринимательская деятельность», исключающей двоякое понимание этого определения. Отсутствие такой нормы, как уже нами указывалось, в настоящее время дает возможность правоохранительным и следственным органам применять в отношении многих предпринимателей превентивные меры, явно выходящие за рамки дозволенных законом при выявлении и расследовании преступлений обсуждаемой направленности, что в целом очень негативно сказывается на развитии государства в указанной сфере.  

Кроме того, настоящим бичом предпринимательства является правовая и финансовая безграмотность. Её ликвидацию, формирование предпринимательской культуры необходимо начинать с уровня детского сада. Стране нужны грамотные, деловые, культурные граждане. В рамках ТПП можно и уже необходимо проводить работу в этом направлении. Подготовить совместно программы и методические материалы для детей разных возрастов. Запустить мультсериалы, обучающие основам. Игры. Издавать детские книги.

Нужны обучающие программы и для управленческого персонала, и для владельцев бизнеса. ТПП может и должно этим заниматься. 

В этой же сфере следует развернуть работу по сертификации предпринимателей и менеджеров (управленцев). Очень часто управленцы принимают заведомо безграмотные решения, чем нарушают права и рабочих, и владельцев, и государства, и потребителей. Именно некомпетентность очень часто становится причиной банкротства. 

Вместе с тем, в качестве защиты самого бизнеса представляется необходимым обратить внимание на использование наемного труда в этой сфере. На данном этапе необходимо понять, что предприниматель, привлекающий труд иных лиц – это по закону такой же работодатель, как и иные предприятия, только создано такое предприятие не за счет государственный средств и распределения бюджетных активов. В этой связи, несомненно, требуется решить на законодательном уровне вопрос об увеличении ответственности наемных работников за результат их деятельности. Предприниматель Законом должен быть защищен от того, что рабочий в нетрезвом состоянии или по халатности угробит агрегат стоимостью в несколько миллионов или умышленно сорвет исполнение работ, или принесет иной ущерб. Ни для кого не секрет весьма распространенная практика, когда менеджер приносит убытки, в лучшем случае из своих личных интересов, которые сейчас скромно называют не воровством, а откатами и которые господа менеджеры уже давно воспринимают, как дополнительный заработок, а в худшем, преследуя цель банкротство предприятия для получения личных доходов при распродаже имущества. 

Деятельность менеджмента сегодня представляет самую большую угрозу для заказчика и владельца бизнеса. 

Очевидно – должна проверяться квалификация управленческого персонала. Чтобы управленец понимал, чем отличается выгодный договор от невыгодного или кабального. И чтобы не заключали заведомо убыточных договоров. И если они это делают, то несли ответственность в соответствии с Законом за злонамеренные или непродуманные действия. Чтобы на вопрос, куда делись деньги, они не разводили руками. Плюс к этому нужна страховка управленцев и их решений. Русгидро в свое время страховала своих менеджеров. Только Выгодоприобретателем должен быть владелец предприятия или заказчик, а не менеджмент. 

При организации работы по достижению задач, поставленных Президентом, полагаем необходимым внести существенные коррективы в деятельность налоговых органов и их взаимоотношение с предпринимателями и индивидуальными предпринимателями. На наш взгляд будет правильным обязать налоговые инспекции консультировать стоящих у них на учете предпринимателей и нести ответственность за свои консультации. То есть, предприниматель, прежде чем начать что-то делать, а также при возникновении у него   сомнений в процессе деятельности, должен иметь право прийти в налоговую и спросить. И получить зафиксированный ответ, что да, мне можно разделить бизнес на разные формы налогообложения. Либо нет, поскольку мы это расцениваем, как преступление. И чтобы потом это не передергивалось.  Необходимость изменения отношений именно в этой сфере следует из того, что в настоящее время консультации привлекаемых по договорам бухгалтерских, аудиторских и юридических фирм для налоговой являются ничтожными. Самым простым и действенным решением этой проблемы станет выделение для налоговых органов и фондов ставок (или создание платной службы) консультантов. На данном этапе просто необходимо обеспечить население такой услугой, и она обязательно будет востребована. Поскольку налоговая это сервис, а бухгалтер — это агент налоговой, то нужно действовать сообща в общих интересах. 

Несомненно, при такой организации деятельности можно рассчитывать на существенное снижение количества нарушений в сфере предпринимательства, а, следовательно, бизнес у нас станет более безопасным и защищенным.

Примечательно, что в Указе Президентом особо отмечена необходимость работы бизнеса по выполнению государственных заказов и по любым работам и поставкам, имеющим государственную или муниципальную составляющую. Для «нормальных» коммерсантов и бизнесменов сохранность бюджетных денег и их рациональное расходование является первоочередной задачей, т.к. государство в рамках собственного бюджета основной заказчик услуг, товаров и работ. И если кто-то украл сто рублей, лежащих в государевом кошельке, значит кто-то не сможет получить заказ.  

Чтобы коммерсанты и бизнесмены более активно сотрудничали с крупными концернами необходимо, чтобы генподрядчик, получивший основной заказ и деньги от государства, по закону должен был, прежде всего, оплатить то, что необходимо для исполнения этого заказа. А не по остаточному принципу. 

Не секрет, что на практике происходит так. Плодятся компании со скрытой аффилированостью, которые получают деньги за ненужные, выдуманные непродуктивные, а зачастую – фиктивные работы. Это влечет бессмысленное резкое увеличение затратной части, за счет которой выводится значительная часть средств, и только небольшой остаток идет фактически на исполнение госзаказа. Именно отсюда – нарушение технологии производства заказа, низкое качество.

В этой связи представляется очевидным, что срочнейшим образом надо решать вопрос по изменению правил распоряжения бюджетными деньгами. Бюджетные деньги не должны покидать казначейство. Есть программы, есть конечные результаты программ. Они должны быть исполнены и достигнуты. Бюджетные деньги должны находиться на государственных счетах до полной сдачи объекта либо исполнения задачи. 

В период выполнения задачи, достижения цели – все это время должно быть банковское или государственное кредитование, которое должно быть автоматическим и беспроцентным, возможно даже без учета состояния предприятия. 

Но в случае не сдачи объекта вовремя или исполнения задачи в должный срок и с должным качеством, но при наличии устранимых недостатков, должны начисляться проценты за истекший ранее срок на взятые ранее суммы и дальнейшее кредитование должно уже быть процентным. А в случае неустранимых нарушений и проблем, просто не производится оплата. И ответственность по кредиту остается на исполнителе. Бюджет в этом случае убытков не несет.

Полагаю, будет правильным здесь остановиться на действующей системе страхования кредитов. Сейчас страхование суть заранее продажа коллекторам долга или профанация. И все это увеличивает стоимость денег. Страхование должно быть системным, обеспечивать действенный системный контроль за расходованием средств. Это будет снижать риски. Механизмом могут быть специальные счета. Это первое.  

Второе. Страховой полис должен стать ценной бумагой. Иначе сама суть страховки финансовых рисков теряется, так как в ином случае не появляется механизм, позволяющий их компенсировать хотя бы частично. Страховой полис может выполнять функцию гарантии, что снизит стоимость кредитов и увеличит количество добросовестных заемщиков.

Кроме того, следует разделять способы оценки платежеспособности по процентам по кредиту и по телу кредита. Это тоже развяжет руки заемщикам. 

Одним из важных аспектов в развитии предпринимательства является решение задачи по совершенствованию системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.  Представляется, что здесь необходимо сформировать специальную процедуру, обеспечивающую возможность реализации права предпринимателей участвовать в таких закупках. Как вариант, возложить на администрацию субъектов обязанность по сбору информации о выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса продукции, например, в области благоустройства (объекты для детских площадок, зон отдыха, спортивных и досуговых зон) и при обустройстве придомовых территорий и дворов ориентироваться прежде всего на эту продукцию (при условии наличия у продукции всех необходимых сертификатов). Полагаем, что такая работа может быть произведена в любой указанной Президентом сфере закупок.

Очевидно, что при решении этой задачи будет положено начало борьбы с сетями перекупщиков, что немаловажно в этой сфере,  потому как они фактически «убивают» производителя. При этом по факту часто оплата поставок ведется с отсрочкой платежа. То есть уже деньгами конечного покупателя. 

В общей сложности базы, перекупка, ритейл забирают больше половины стоимости или еще больше. И не за счет торговой наценки, а за счет искусственных услуг и работ. Производитель у нас тоже не подарок, но производителю нужно обеспечить право торговать на площадках явочным порядком. Полагаем, в этой связи будет правильным разработать торговые площадки плюс кредитование производителя под переданный на реализацию товар в размере хотя бы 50 процентов его стоимости на срок реализации. Несомненно, это позволит снизить конечную стоимость продаваемого товара, повысит его конкурентоспособность и, следовательно, увеличит товарооборот, повысит покупательную способность рубля, что, естественно, оживит малый и средний бизнес. И улучшит качество жизни населения. 

Далее. Полагаем необходимым ввести системную оценку потенциала. Потенциала земель, зданий по использованию. И в зависимости от коэффициента актуализировать инвестиционные программы. Поскольку инвестиции могут быть работами, деньгами, услугами, товарами и так далее. 

Надо разрабатывать механизмы, которые позволяют предпринимателям выстраивать цепочки взаимодействия в рамках осуществляемой деятельности. Как пример, случился большой урожай яблок. Есть у нас, допустим, кустарный цех по переработке яблок в пектин и сопутствующую продукцию. И то и другое при реализации, а реализация производится очень быстро, вещь сверхвыгодная, примерно около 400 процентов без учета расходов на оборудование и зарплату. 

Но уродилось яблоко в Воронеже. Их же надо привезти и закупить, а где у цеха деньги? Значит должен появиться смежник, который соберет, либо отдаст эти неликвиды, второй смежник, который их доставит. Третий смежник, который нальет топливо. И в результате все получат больше, чем могли бы получить, вкладывая деньги. 

Поскольку все получат от конечной стоимости, нужно выработать механизм, позволяющий создавать временные объединения для исполнения конкретной задачи с последующим разделом прибыли через коэффициент участия, либо стоимости оказанных услуг и понесенных расходов. При этом не должна меняться ни форма собственности, ни система налогообложения.  Сейчас подобная схема квалифицируется как договор простого товарищества, обязывающий к переходу участников на общую систему налогообложения. А это сразу увеличивает стоимость товара и услуг. Зачем?

При решении задачи о системе поддержки фермеров и развития сельского хозяйства, помимо льготного кредитования, лизинга и т.к., необходимо решить вопрос о гарантированном сбыте фермерами произведенной продукции. Здесь речь может идти о выделенных и закрепленных за ними местах на рынках, выносных лотках, киосках в торговых центрах с обеспечением возможности рекламирования ими своей продукции.

В своем “Майском указе” Президент указал на необходимость “создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей”. Все понимают, что это важная мера для поддержки семей, воспитывающих детей, то есть создающих человеческий капитал нашей страны. Только работодатели не заинтересованы брать на работу таких матерей. И их сложно в этом упрекнуть. Ведь маленькие дети часто болеют, требуют повышенного внимания. А значит, сотрудницу придется каждый раз отпускать на бюллетень, искать ей замену, а первые три дня больничного листа оплачивать за счет компании.  

Выходом из этой ситуации могло бы стать внедрение удаленной (дистанционной) работы для таких матерей с оплатой по результатам труда. Современные цифровые технологии позволяют многие виды работ осуществлять из дома, физически не находясь в офисе. Технически это несложно осуществить, но многие работодатели консервативны и не ходят переходить на новые технологии или просто не знаю о них. Необходимо разъяснять им экономическую выгоду от такой организации труда. А в рамках работы Службы занятости создавать базу матерей, которые воспитывают детей и ищут удаленную работу.

Такая работа могла бы решить и проблему занятости сельского населения, жителей удаленных населенных пунктов, в которых проблемы с трудоустройством.

Чтобы объяснить работодателям преимущество удаленных рабочих мест, нужно проводить мастер-классы по организации дистанционной работы, знакомить с необходимыми для этого сервисами и программными продуктами. Подобную работу следует проводить и с соискательницами.

В интернете сейчас существуют сайты, на которых можно найти дистанционную работу. Но при таком найме о социальной защите сотрудников речи вообще не идет. Образовался обширный теневой рынок труда, где работодатели уходят от налогов, выплачивая “черные” зарплаты. Но работники вынуждены соглашаться на эти условия, ведь другую работу найти не могут. Такой “черный” рынок рабочей силы будет существовать пока он выгоден работодателям, не желающим платить налоги. Бороться с ним и защищать интересы работников должно государство.

Помимо дистанционной работы, многим матерям, воспитывающим детей, подойдет и временная работа, график неполного рабочего дня, скользящий график. Это позволило бы семьям пережить тяжелое в финансовом отношении время, когда дети еще маленькие и нуждаются в постоянной материнской заботе.

Службы занятости должны иметь базу подобных рабочих мест и предлагать их матерям, воспитывающим детей. При этом работодателей нужно обязывать сообщать о подобных вакансиях в Службу занятости.